Особенности обучения предмету "Технология" в начальной школе
Белешев Вячеслав Иванович
Основная задача предмета - обучить учеников знаниям и их применеию в повседневной жизни и пользоваться разными источниками информации. Нужно у ученика развивать рефлексные способности и умению двигаться от незнания к знанию.Согласно базовому учебному плану общеобразовательного учреждения на начальном общем образовании предмет "Технология" изучается с 1-го по 4-й класс.
Основные методы, осуществляющие изучение "Технологии" - продуктивные. Они состоят из наблюдения, размышления. обсуждения, открытия новых навыков и т.д. Руководствуясь этими методами, учитель делает ученика активным участником изучения окружающего мира.
Урок проходит, основываясь наличном опыте ученика, а учебник выступает дополнительным пмощником с научной информацией, с дальнейшей совокупностью практической части и приобретённой информацией. Такой подход освоения "Технологии" основывается на постижении заложенных в программе знаний, на качественном выполнении практических работ и на личных изменениях каждого ученика в творческом, духовном , социальном развитии.
Урок проходит, основываясь наличном опыте ученика, а учебник выступает дополнительным пмощником с научной информацией, с дальнейшей совокупностью практической части и приобретённой информацией. Такой подход освоения "Технологии" основывается на постижении заложенных в программе знаний, на качественном выполнении практических работ и на личных изменениях каждого ученика в творческом, духовном , социальном развитии.
Для достижения хороших показателей практических работ нужно проводть с учениками пробные, тренировочные упражнения для усвоения технологических приёмов и операцийА также оркрытие конструктивных особенностей изделий. Тренировки предваряют изготовление изделий, дают наглядно увидеть и найти наилучшие варианты технологических способов и методов, что позволяет качественно выполнить целую работу. Их нужно делать во время поиска необходимых вариантов решения конструкторских, технологических, декоративных и художественных проблем, найденных в ходе анализа предложенного образца изделия.
Раскрытие творческих навыков в части метапредметных результатов обучения является стимулом ученика к нахождению и самостоятельному решению технологической задачи.
Суть предмета "Технология" идёт по двум основным линиям:
- Основы технико-технологических знаний и умений;
- Основы технологической культуры;
В начальной школе изучаются основы и навыки по технике обработки материала и применению техники в повседневной жизни ученика. Даётся информация об информационных технологиях, энергии и способах её получения и использования, об охране труда, профессиях и т.д.
Принцип концентричности в освоении материала основывается на элементах технологических знанийи навыков, изучаемых по принципу укрупнения содержения, которыми являются технологические операции, приёмы и процессы и связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культурой труда.
В изучении истории технологии раасматривается познавательная часть предмета, имеющая культурную направленность. Материал строится по линейному принципу и открывает общие закономерности и отдельные части практического познания учеником окружающего мира и создания культурной среды.
Суть линии раскрывается на общих представлениях и закономерностя х возникновения ремёсел, то есть разделение труда, изобретение парового двигателя и последующей технической революции. Ученики узнают о разных великих изобретениях человечества, родоначальниках наук или способствующих их нынешнему развитию, о нынешнем техническом прогрессе, его влиянии на окружающую среду. Центр внимания - человек, в первую очередь как созидатель. Созидатель думающий, творящий, стремящийся к удовлетворению своих материальных и нравственных потребностей.
Особенностями представления материала выступают:
- исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;
- преобразующая деятельность человека рассматривается в единстве и взаимосвязи с миром природы;
- разъяснение, чтот технологии практических работ из века в век остаются почти неизменными, особенно ручных, ремесленнических( разметка , вырезание, соединение деталей, отделка изделия);
- осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в том числе рассматриваются причины и закономерности разделения труда, необходимость повышения производительности труда, этапы развития техники в помощь человеку и т.д.;
- подчёркивается, что творческая деятельность - естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации, она проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие производства или наук.
Такое представление материала позволяет расширить образовательные возможности предмета, приблизить к окружающему миру ребёнка, в котором человек взаимодействует с техникой, предметами быта, продуктами духовной культуры и представляет освоение мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
- общекультурные и общетрудовые компетенции;
- основы культуры труда, самообслуживание;
- технология ручной обработки материалов;
- элементы графической грамотности, конструирование и моделирование, использование цифровх технологий( практика работы на компьютере).
В течение всего периода обучения осуществляется освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становления личных качеств.
В первом и во втором классе основное внимание отводится базовым предметам, технико - технологическим знаниям и навыкам , воспитанию духовно-нравственных качеств. В программу задания на развитие основ творческой деятельности. Учитывая адаптционный момент, освоение материала в первые недели обучения осуществляется в ходе экскурсий, прогулок и игр на воздухе.
В третьем и четвёртом классе освоение программы происходит в ходе перехода известных данных в новые варианты ситуаций и развитие коммуникативных и социальных качеств ученика. Высшей формой развития творческой деятельности ученика является проект.
Национальные и региональные устоии трдиции проходят через познавательную часть программы и практических работ, суть которых отражает краеведческую направленность. Ими могут быть реальные исторические сооружения и изделия по теме, связанной с ремёслами и промыслами народов, населяющих регион.
Работа учеников на уроке вначале должна носить индивидуальный подход к ученику с постепенным увеличением групповых и коллективных работ общего характера. Тематику проектов предлагает учитель или сам ученик после изучения отдельных тем или целого блока. Исходя из сложности темы творческого проекта он может быть частным или совместным.
Ценностные ориентиры содержания обучения включают в себя:
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно6 развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности,;
- формирование умения учитьсяи способности к организации своей деятельности;
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации6 развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результат;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, уважение к результатам труда других людей;
- формирование эстетических чувств и чувств прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;
- формирование психологических условий развития общения на основе доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- воспитание уважения к окружающим, умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решение с учётом позиций всех участников;
Личностными результатами изучения технологии в начальной школе являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающуюуспешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии в начальной школе является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии в начальной школе являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательской деятельности, знания о различных профессиях, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Раскрытие творческих навыков в части метапредметных результатов обучения является стимулом ученика к нахождению и самостоятельному решению технологической задачи.
Суть предмета "Технология" идёт по двум основным линиям:
- Основы технико-технологических знаний и умений;
- Основы технологической культуры;
В начальной школе изучаются основы и навыки по технике обработки материала и применению техники в повседневной жизни ученика. Даётся информация об информационных технологиях, энергии и способах её получения и использования, об охране труда, профессиях и т.д.
Принцип концентричности в освоении материала основывается на элементах технологических знанийи навыков, изучаемых по принципу укрупнения содержения, которыми являются технологические операции, приёмы и процессы и связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культурой труда.
В изучении истории технологии раасматривается познавательная часть предмета, имеющая культурную направленность. Материал строится по линейному принципу и открывает общие закономерности и отдельные части практического познания учеником окружающего мира и создания культурной среды.
Суть линии раскрывается на общих представлениях и закономерностя х возникновения ремёсел, то есть разделение труда, изобретение парового двигателя и последующей технической революции. Ученики узнают о разных великих изобретениях человечества, родоначальниках наук или способствующих их нынешнему развитию, о нынешнем техническом прогрессе, его влиянии на окружающую среду. Центр внимания - человек, в первую очередь как созидатель. Созидатель думающий, творящий, стремящийся к удовлетворению своих материальных и нравственных потребностей.
Особенностями представления материала выступают:
- исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;
- преобразующая деятельность человека рассматривается в единстве и взаимосвязи с миром природы;
- разъяснение, чтот технологии практических работ из века в век остаются почти неизменными, особенно ручных, ремесленнических( разметка , вырезание, соединение деталей, отделка изделия);
- осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в том числе рассматриваются причины и закономерности разделения труда, необходимость повышения производительности труда, этапы развития техники в помощь человеку и т.д.;
- подчёркивается, что творческая деятельность - естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации, она проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие производства или наук.
Такое представление материала позволяет расширить образовательные возможности предмета, приблизить к окружающему миру ребёнка, в котором человек взаимодействует с техникой, предметами быта, продуктами духовной культуры и представляет освоение мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
- общекультурные и общетрудовые компетенции;
- основы культуры труда, самообслуживание;
- технология ручной обработки материалов;
- элементы графической грамотности, конструирование и моделирование, использование цифровх технологий( практика работы на компьютере).
В течение всего периода обучения осуществляется освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становления личных качеств.
В первом и во втором классе основное внимание отводится базовым предметам, технико - технологическим знаниям и навыкам , воспитанию духовно-нравственных качеств. В программу задания на развитие основ творческой деятельности. Учитывая адаптционный момент, освоение материала в первые недели обучения осуществляется в ходе экскурсий, прогулок и игр на воздухе.
В третьем и четвёртом классе освоение программы происходит в ходе перехода известных данных в новые варианты ситуаций и развитие коммуникативных и социальных качеств ученика. Высшей формой развития творческой деятельности ученика является проект.
Национальные и региональные устоии трдиции проходят через познавательную часть программы и практических работ, суть которых отражает краеведческую направленность. Ими могут быть реальные исторические сооружения и изделия по теме, связанной с ремёслами и промыслами народов, населяющих регион.
Работа учеников на уроке вначале должна носить индивидуальный подход к ученику с постепенным увеличением групповых и коллективных работ общего характера. Тематику проектов предлагает учитель или сам ученик после изучения отдельных тем или целого блока. Исходя из сложности темы творческого проекта он может быть частным или совместным.
Ценностные ориентиры содержания обучения включают в себя:
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно6 развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности,;
- формирование умения учитьсяи способности к организации своей деятельности;
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации6 развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результат;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, уважение к результатам труда других людей;
- формирование эстетических чувств и чувств прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;
- формирование психологических условий развития общения на основе доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- воспитание уважения к окружающим, умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решение с учётом позиций всех участников;
Личностными результатами изучения технологии в начальной школе являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающуюуспешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии в начальной школе является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии в начальной школе являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательской деятельности, знания о различных профессиях, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.